Уважаемые коллеги,
это материалы
ХIII Международного конгресса исторических наук, одного из самых, если не самого, представительного в послевоенный период (Москва, 16—23 августа 1970 г.)
М.: Главная редакция восточной литературы. Наука. 1970
Пьер ГУБЕР
ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ФРАНЦУЗСКОГО ДВОРЯНСТВА
1. Проблема определения
2. Юридические проблемы
3. Экономические проблемы
4. Политические проблемы
5. Культурные проблемы
Заключение
Жан МЕЙЕР
ДВОРЯНСТВО ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЕВРОПЫ В XVII ВЕКЕ
Сопутствующие проблемы. Дворянство и армия
Ландтаги
Стиль барокко
скачать одним файлом[Я. В.] Йозеф ПОЛИШЕНСКИЙ
16.12.1915 – 11.01.2001,ЧССР
СОЦИАЛЬНАЯ и НАУЧНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ XVII в.О чем это?.. Из введения автора
В XVII в. революцией называли движение, изменение, главным образом изменения во вселенной, в скорости тех или иных процессов или в сфере человеческих отношений. В течение трех веков концепция революции претерпела изменения. Под революцией стали понимать быстрые и значительные социальные перемены, приводящие к серьезным последствиям, появление на определенной ступени развития новых качеств. Революционные изменения необходимо отличать от эволюционных. В настоящее время под революцией обычно подразумевают качественные изменения в структуре общества, мышлении и т.д.
Приходится признать, что некоторые современные справочники по философии и даже по общественным наукам обходятся без строгого определения понятия «революция», хотя в современной исторической литературе этот термин используется достаточно широко. В наше время историки-экономисты едва ли могут обойтись без таких понятий, как революция цен или индустриальная революция. Политические историки говорят о буржуазных, буржуазно-демократической и пролетарской революциях. В ходу понятия о научной, научно-технической и коммерческой революции. Как часто употребляется этот термин? В работах по одним историческим периодам этот термин встречается чаще, в работах по другим периодам — реже. Все чаще понятие «революция» употребляется при описании тех перемен, которые происходили в Европе в XVII в. В марксистской историографии или в историографии, находящейся под влиянием марксизма, появилось связанное с концепцией революции понятие «кризиса» — положения, единственным выходом из которого является революция. В современной историографии, то есть в историографии двух последних десятилетий, возникновение нового общества и его интеллектуальные концепции объяснялись с привлечением понятий «кризиса» и «революции».
Если такую категорию, как социальная революция, возможно применить к XVII в., то нельзя игнорировать и понятие научной революции. Историки науки утверждают, что научная революция XVII в. состояла из ряда явлений, в число которых входят научные концепции, кардинальные открытия и сдвиги относительной значимости в различных областях науки, вопросы общественных функций науки, включая ее практическое применение, технику научных исследований, научные методы, характер и распространение научной информации и, наконец, организация науки и ее учреждения.
Под научной революцией мы будем подразумевать изменение человеческого мышления, вызванное новыми открытиями, новыми научными познаниями и новой техникой. Человеческое мышление в основном консервативно, поэтому научная революция сопровождалась обострением конфликта между отдельными личностями и дисгармонией в умах определенных индивидуумов. Из сказанного ясно, что научная революция XVII в. является достаточно беспокойной областью исследования. Как считают многие историки, этой теме в настоящее время уделяется так много внимания отчасти потому, что человеческая мысль и человеческое общество в наши дни находятся на таком же распутье, как три века назад.
...настоящий доклад посвящен изучению возможностей исследования связей между социальной и научной революциями XVII в. Были ли они связаны, и если были, то каким образом?
Я не считаю, что проблему научной революции можно решать исключительно во взаимосвязи с проблемой социальной революции. Социологическую интерпретацию нельзя возводить в абсолют. Тем не менее она является необходимым отправным пунктом, который можно дополнить еще и другими факторами. Я надеюсь показать, что микроанализ социальной и интеллектуальной позиций некоторых лиц, их развитие, реакция на социальную среду, их породившую и окружавшую, и, возможно, психологические черты индивидуумов могут объяснить причины их интереса к новым проблемам и поиски новых теорий.
Разумеется, эту задачу можно решать с привлечением других методов. Но поскольку в данный момент необходимо быстро установить контакт с читателем и начать обсуждение, сочетание микро- и макроанализа оправдано. Очевидно, более наглядно было бы провести исследование «образцов» каждого последующего поколения, а не отдельных представителей. Однако очерк такого типа не предоставляет подобных возможностей. Важно, чтобы объекты исследования не были выбраны случайно. Объекты исследования должны отражать и содержать интеллектуальные черты, в достаточной степени сравнимые. Наконец, соотношение между интеллектуальным новаторством и социальным положением этих людей должно осветить их связь с социальной и научной революцией. Выбор чешского мыслителя Яна Амоса Коменского-Комениуса, голландца Христиана Гюйгенса и англичанина Исаака Ньютона определялся тем, что генезис их работ дает достаточные возможности для разъяснения интересующих нас проблем. Три из них имеют решающее значение: 1) связь личности с данным обществом; 2) связь личности с научной революцией; 3) связь между научной и социальной революциями в свете трудов данных личностей.
@темы:
ссылки,
Другое,
Новое время,
17-ый век,
История,
Литература,
Личность