"Кризис накрыл экономику США в конце 1929 года, примерно за 3,5 года до победы Рузвельта на выборах. В отношении причин его начала однозначного мнения не существует до сих пор. Среди популярных версий – биржевой пузырь, неверные действия Федеральной резервной системы (ФРС), многократно умножившие эффект пузыря, кризис золотого стандарта, не поспевавшего за развитием экономики, окончание стимулирующего эффекта на экономику Первой мировой войны, перепроизводство и так далее. Вполне возможно, что всё вместе.
Однако у администрации и экономических советников Рузвельта было собственное видение ситуации, исходя из которого и принимались антикризисные законы. Речь идёт о целом комплексе законодательных актов, однако «Закон о восстановлении промышленности» обращает на себя особое внимание.
Его название для нас обманчиво, так как мы имеем своё представление о том, как выглядит восстановление промышленности. В США не было никакого отстраивания разрушенных заводов и шахт и прочего трудового героизма. Основная суть закона заключалась в следующих пунктах:
1. Установление максимальной продолжительности трудового дня и недели; установление минимальной зарплаты, оплата сверхурочных работ по полуторной ставке; поощрение создания профсоюзов и заключения ими коллективных договоров с администрацией. Зачем? На заводе А рабочий день 12 часов, на заводе Б – 14. Больше эксплуатация => больше прибыль, можно конкурировать за счёт демпинга. Завод А в ответ сокращает расходы на оплату труда, в масштабе страны это постепенно приводит к кризису потребления.
2. Вся американская промышленность была разделена на 17 групп, для которых определялись закупочные цены, рынки сбыта, объём продукции. Для компаний внутри этих групп были разработаны кодексы честной конкуренции (более 560). Закон значительно смягчал действие антитрестовских законов. Компания, соблюдавшая положение о честной конкуренции (его главное требование – не демпинговать, придерживаться установленного минимума цен), могла повышать долю рынка и не бояться, что её принудительно разделят. Зачем? Причины всё те же.
3. Учреждение общественных работ для безработных. В основном – строительство объектов транспортной (трассы, мосты, туннели, аэропорты) и общественной (школы, госпитали, парки) инфраструктуры. Зачем? Поддержка потребления.
Расходы на строительство составили 6 миллиардов долларов (примерно 108 миллиардов в сегодняшних ценах) и 4 миллиарда (72): общественными работами занимались Public Works Administration и Works Progress Administration – две организации с раздельным финансированием. Каждый, кто привлекался к общественным работам, получал 30 (540) долларов в неделю, 25 (450) из которых отсылались его семье – то есть поддерживали потребительский рынок.
Отдельного слова заслуживает программа общественных работ. Ведь это только в теории неплохо звучит – работать за 2 с лишним тысячи долларов (в нынешних ценах) в месяц на строительстве дорог и мостов. Во-первых, единый уровень оплаты предполагал и равный уровень квалификации. Проще говоря, это тяжёлый малоквалифицированный труд, бараки, столовская еда, те же самые тачки и лопаты, что и на стройках первых пятилеток. Во-вторых, упоминается, что нередко работы велись в местах с засушливым климатом, иногда – в малярийных районах. А уж по количеству вовлечённых общественные работы действительно могут соперничать с ГУЛагом. С той разницей, что в американский «садились» добровольно – лишь бы с голоду не пухнуть."
Автор - Иван Зацарин
Полный текст